вторник, 24 июня 2008 г.

Но как увидим впоследствии, в связи с исследованием умозаключения как особого источника познания на

Но как увидим впоследствии, в связи с исследованием умозаключения как особого источника познания находится вытекающее из него исследование умозаключения как способа доказательства, и в этом смысле мы можем говорить, что буддисты исследовали и излагали, со своей точки зрения так же и формальную логику. Хотя индийское учение об умозаключении весьма оригинально и ни в каком случае не является повторением Аристотелева учения, однако, по существу, мыслительный процесс, который старались определить и подвергнуть анализу индийские мыслители, тот же самый, который исследован греческим философом и составляет по сие время существенную часть европейской логики. Формы индийского силлогизма довольно легко переводятся в формы силлогизма Аристотелева. Никто поэтому из многочисленных европейских индианистов, занимавшихся индийской логикой и философией, начиная с Макса Мюллера,54' не задумывался переводить индийский термин anumana, который буквально значит 'последующее измерение', нашим термином 'умозаключение', или 'силлогизм'. Если взять формулировку буддийского умозаключения 'для других' в следующем примере: везде, где есть дым, есть тбк же и огонь; /... на горе есть дым, / следовательно, на ней есть огонь, то ни у кого не может родиться сомнения в том. что этот ход мыслей есть комбинация трех суждений, представляющих первую фигуру Аристотелева силлогизма. Правда, с другой стороны, индийская логика причисляет к умозаключениям познавательные процессы, имеющие совершенно другую форму. Например, мысли, выраженные в словах 'на этом месте нет горшка', или 'здесь находится дерево' рассматриваются в индийской логике так же как умозаключения, тогда как логика европейская причисляет их к суждениям. Буддийская логика не признает, следовательно, никакой принципиальной разницы между суждением и умозаключением. Но такой взгляд как известно, встречается и в европейской науке, так как целый ряд европейских ученых разделяет взгляд, состоящий в отрицании всякой принципиальной разницы между суждением и умозаключением с гносеологической точки зрения. автозапчасти форд

Комментариев нет: